Главная Культура и традиции Философия Возрождения

Философия Возрождения

Эпоха Возрождения породила множество интереснейших явлений и концепций, значительно обогативших не только европейское, но и мировое сознание.

Некоторые исследователи обвиняют мыслителей Возрождения в «философском дилетантизме», полагая, что науки этого периода не содержат в себе должной доли философских рассуждений. Однако это было бы слишком грубым пониманием того наследия, которое оставили нам деятели эпохи Ренессанса. В этот период всего лишь несколько смещается угол зрения: многословные глобальные логические построения, направленные на познание всего сущего, заменяются более практичными и узконаправленными. Ради познания конкретных вещей и строгой доказательной логики исследователи умышленно начинают отказываться от громоздких и многословных рассуждений.

Истоки философской мысли эпохи Возрождения

Каждому ещё со школы известно, что мыслители эпохи Возрождения вдохновлялись классической античной философией. Это действительно так. Франческо Петрарка, которого вполне заслуженно называют самым первым гуманистом, обратил внимание на то, что языческие авторы излагают в своих работах простые и доступные каждому истины: стремление к чистоте помыслов, единение с природой, познание бога и мира через самого себя. Петрарка сопоставлял идеи античных философов с тем, что видел вокруг себя: злоупотреблениями служителей церкви и схоластикой, губительно сказывавшейся на состоянии науки. Последователи Петрарки также стали искать истину в работах древних мыслителей. Конечно, идеи Аристотеля и Платона были известны образованным европейцам и в эпоху Средневековья. Но отличительной чертой философии Возрождения является понимание исторического контекста, в котором создавались те или иные концепции. Гуманисты не слепо копировали идеи античных авторов, а стремились разобраться в том, почему эти идеи были ценны для античного мира и что из них можно использовать и в более позднюю эпоху.

Однако идеи, захватившие умы европейской интеллигенции, не исчерпывались концепциями одних только классических философов. Большую роль в становлении философии Возрождения сыграл герметизм – эзотерическое учение: сплав астрологии, натурфилософии, алхимии и магии. Это учение возникло во II-III веках н. э. в Римской империи и должно было стать неким противовесом быстро распространявшемуся в этот период христианству.

Но, несмотря на определённые заимствования, очень многие идеи, возникшие в эпоху Возрождения, носили оригинальный характер. Во многом это связано с политическими изменениями, которые переживала в это время Европа. Всё чаще звучала критика в адрес католической церкви: как со стороны светских государей, не желавших делить свою власть с клириками, так и со стороны простого народа, уставшего от огромных налогов в пользу церкви. Была и третья категория недовольных: пока ещё слабо оформленная и немногочисленная европейская интеллигенция, из которой потом выйдут первые гуманисты. В Средневековье наиболее учёными и грамотными людьми были священники и монахи, но в Возрождение учёность перестала быть привилегией духовенства. С XIV века в Европе стали появляться светские учёные и мыслители. Этих людей не устраивал диктат церкви в духовной и повседневной жизни человека.

Переживали трансформацию и общественные отношения. Росла роль местного самоуправления, складывались предпосылки для формирования развитого гражданского общества. Гуманизм, секуляризм и критический научный подход были именно тем, в чём нуждалось европейское общество в эту эпоху.

Периодизация развития философии эпохи Возрождения

Первый этап: гуманистический (середина XIV — первая половина XV веков)

Петрарка открыл для европейцев новые стороны учения античных авторов, и у него нашлось немало последователей. Однако гуманизм Петрарки был излишне спиритуалистическим и абстрактным. Более поздние авторы сделали гуманизм социально-политическим учением, облекая его в конкретные формы. Глубокую работу над древними текстами провёл Колюччо Салютати – создатель первой во Флоренции кафедры греческого языка. Итогом исследования Салютати стало новое понимание христианства. Салютати решительно отвергал идею о том, что созерцательная жизнь отшельника может привести человека к богу. По его мнению, лишь активный волевой человек, не чуждающийся проблем земного мира и приносящий пользу своим близким и Отечеству, способен достичь совершенства и вечной жизни. Эта мысль стала отправной точкой для гуманистов, которые возвели человека в центр вселенной, в отличие от средневековых схоластов, смотревших на человека как на безмолвное орудие в руках божьих.

Примат гражданско-политических идей над метафизическими также отстаивали такие видные гуманисты как:

  • Леонардо Бруни,
  • Поджо Браччолини,
  • Леон Баттиста Альберти.

Нужно заметить, что гуманисты, в отличие от схоластов, не только предавались возвышенным рассуждениям и вели философские дискуссии, но и много занимались науками и общественной деятельностью. Так, например, Салютати и Браччолини были секретарями Флорентийской республики; Бруни – флорентийским канцлером; а Альберти – художником и геометром.

Одной из ключевых фигур первого периода развития философии Возрождения стал Лоренцо Валла, пересмотревший идеи Эпикура и создавший собственное учение – неоэпикуреизм. Валла категорически осуждал аскетизм монахов и восхвалял наслаждение, которое, по его мнению, могло быть не только плотским, но и духовным. По сути, Валла поставил точку в построении гуманистического учения, сделав его зрелым и завершённым.

Второй этап: неоплатонический (вторая половина XV – первая половина XVI веков)

На стыке неоплатонизма, герметизма и Каббалы

Идеи Платона нашли живой отклик у гуманистов, однако, нужно отметить, что платонизм вошёл в эпоху Возрождения не в чистом виде, а с многовековыми напластованиями посторонних идей. Платон не оставил после себя каких-либо сочинений. Все его концепции дошли до наших дней в изложении его учеников, которые, безусловно, могли где-то исказить, пусть даже и неумышленно, его оригинальные идеи. Позже понятия, выработанные Платоном, использовались самыми разными авторами, которые часто понимали их по-своему. Но если в наши дни историческая наука располагает необходимыми приёмами и методами для того, чтобы максимально очистить изначальный смысл текста от более поздних примесей, то гуманистам в этом плане пришлось намного сложнее. Они не сумели провести границу между идеями Платона и его учеников, с одной стороны, и различными христианскими и магико-теургическими учениями, заигрывавшими с некоторыми понятиями платонизма, с другой. Поэтому неоплатонизм XV века представлял собой сложный сплав множества часто противоречащих друг другу идей.

Одним из самых значимых философов этого периода стал Николай Кузанский. Философию Кузанского нельзя отнести к гуманистическим теориям, вроде тех, что излагали Салютати и Валла, но в то же время это были идеи, резко отличающиеся от схоластики. Поэтому историки считают, что этот автор положил начало нового этапа развития философии Возрождения.

Кузанский учил, что бог есть истина, но познать его невозможно. Чем больше человек познаёт, тем больше он убеждается в собственном незнании. Большую роль в становлении Кузанского как мыслителя сыграла математика, поэтому, даже предпринимая попытку описания божества, он использовал математические аналогии. Любопытно, что Кузанский писал о том, что уместнее описывать Бога не через понятия «троицы» и «святого духа», а — через такие определения как «максимум», «равенство», «бесконечность» и «единство». При этом Кузанский подчёркивал, что познание в высших его формах может осуществляться только через рассудок; чувства и воображение же являются низшими способами познания. Интерес Кузанского к природе как олицетворению бога позже был развит натурфилософами и положен ими в основу нового подхода к изучению мира.

Облик неоплатонизма XV века в корне изменили работы Марсилио Фичино – священника, мага и переводчика. В 1462-1463 годах Фичино перевёл «Герметический корпус», «Комментарии к Зороастру» и «Гимны Орфея», которые, как он думал, были первоисточником платонических идей (на самом деле эти работы появились через несколько веков после смерти Платона), и именно с лёгкой руки Фичино изложенные там магико-теургические концепции стали неотъемлемой частью культуры Возрождения. Фичино причудливо сплёл традиционное христианство с платонизмом, магией и эзотерическими учениями. Он считал, что и античная, и христианская традиции восходят к одному и тому же источнику – божественному откровению – Логосу. Люди же, в силу своего несовершенства, вместо того, чтобы объединиться, стали создавать различные культы для того, чтобы следовать этой истине. Фичино считал, что рано или поздно люди придут к пониманию того, что им нужна единая религия. Магия и астрология были для Фичино логическими и неотъемлемыми частями религии: небесные сферы оказывали влияние на земные объекты, а ритуалы практиковались и в стенах традиционной церкви. Фичино следовал неоплатоническому утверждению об одухотворённости всех вещей и природы и полагал, что специфические обряды с некоторыми предметами могут воздёйствовать на тонкие материи.

Схожие с Фичино идеи высказывал и такой известный представитель Возрождения как Джованни Пико делла Мирандола. Пико плотно интересовался Каббалой – возникшим в Средневековье на базе иудаизма мистическим учением. Пико делла Мирандола, как и многие его современники, верил, что корни Каббалы уходят в глубокую древность – во времена библейских пророков. Его работы, посвящённые Каббале и Аристотелю, обогатили и разнообразили философскую мысль Возрождения. Однако главной заслугой мыслителя современные учёные считают создание его «Речи о достоинстве человека» (1496). Это была настоящая программа гуманизма, в которой Пико, вопреки средневековой традиции, уподоблял человека ангелам.

Философия реформаторов

К началу XVI века стали оформляться философские концепции иного рода. На фоне дискуссий о магических практиках и Каббале стали выделяться мыслители, говорившие о более материальных и конкретных вещах. Итальянские мыслители стремились порвать с традицией и создать собственную «научную» религию. Но за пределами Италии гуманизм, напротив, ставился на службу церкви. Теологи и философы искали пути исправления церкви в духе идеалов новой эпохи, но, вовсе не порывая с традиционными представлениями о вере. К числу таких реформаторов относились:

  • Эразм Роттердамский;
  • Мартин Лютер;
  • Ульрих Цвингли;
  • Жан Кальвин и многие другие.

Эразм Роттердамский заложил первые кирпичи в основание протестантизма. Хотя позже он не стал поддерживать Мартина Лютера и порывать с католической церковью, именно его идеи стали началом Реформации. Эразм призывал очистить христианскую веру от бесполезных схоластических споров и вернуться к простоте евангельской истины. Параллельно он клеймил пап, прелатов и рядовых священнослужителей за их порочность и неграмотность. При этом Эразма Роттердамского можно с уверенностью назвать настоящим гуманистом. Он полагал, что человек обладает массой положительных качеств – волей, стремлением к самосовершенствованию, интеллектом и нравственными установками. Всё это, по мнению Эразма, обуславливалось божественным началом в человеке.

Мартин Лютер действовал намного решительнее Эразма. Если второй только тонко намекал на имеющиеся проблемы, то первый их открыто обличал. Он пошёл дальше Эразма, объявив Священное Писание единственным источником божественной мудрости, полностью лишив, тем самым, авторитета многочисленные теологические сочинения Средневековья. Лютер считал философию бесполезным занятием, проистекающим из людского высокомерия. Каста священнослужителей, по его мнению, узурпировала право на трактовку Священного Писания, но на самом деле проповедником мог стать абсолютно любой человек. Итогом смелых, порой даже дерзких, высказываний и действий Лютера, как всем известно, стали: религиозный раскол, возникновение новой ветви христианства – протестантизма — и Крестьянская война в Германии (1524-1526).

Политические дискуссии в эпоху Возрождения

Особое место в истории Возрождения занимает флорентиец Никколо Макиавелли, который в отличие от своих соотечественников и немецких богословов, интересовался, в первую очередь, не религией, а политикой. Именно творчество Макиавелли сделало политику особой сферой общественной жизни, отделённой от этики и религии. Макиавелли смотрел на мир и человеческую природу достаточно пессимистично. Его уже ни в коей мере нельзя назвать гуманистом. Во многом это объяснялось непростой политической ситуацией, сложившейся в Италии на рубеже XV-XVI веков. Макиавелли полагал, что благо Отечества должно стоять превыше всего и ради него можно пойти на измену или обман. В отличие от своих предшественников, Макиавелли не верил в добрую природу человека, по его мнению, люди больше склонны к злу, а, следовательно, монарх не может полагаться на добродетели своих подданных и не должен бояться быть жестоким.

Противоположных взглядов на общественное устройство и политику придерживался англичанин Томас Мор, создавший в 1515 году работу под названием «Утопия». «Утопия» содержала основные принципы и направления государственной политики, которые Мор считал наилучшими. Современный человек мог бы назвать взгляды Мора коммунистическими. Мыслитель считал, что в идеальном государстве не должно быть частной собственности, все граждане должны быть равны и заниматься только тем трудом, который им по душе. Мор изобразил идеальный мир, где каждый стремился к гармонии с собой и окружающими.

Третий этап: натурфилософский (вторая половина XVI века – первая половина XVII века)

Третий этап развития философской мысли эпохи Возрождения был связан с попытками познать природу и выработать систему единых научных законов, по которым развивается всё сущее. На данном этапе были выработаны основные способы научного познания мира, возникли основы многих современных наук. Мыслители этого периода заложили фундамент для философии Нового Времени с присущими ей – научным подходом, скептицизмом и рационализмом.

С одной стороны, науки постепенно очищаются от примесей — религии, магии, герметизма, неоплатонизма – и автономизируются. С другой, научное знание выходит за пределы кабинета учёного: для полноценных исследований нужны институты, лаборатории, библиотеки, международные контакты и финансовые вливания меценатов. По мере того, как всё больше и больше людей начинаются соприкасаться с научной работой (пускай не в качестве исследователей, но как спонсоры, помощники, поставщики необходимых материалов, издатели, арендаторы), научная мысль начинает оказывать влияние на сознание всего европейского общества. Дополнительным толчком к развитию наук этого времени стало усложнение ремесла. Конкретные, общественно полезные знания появлялись в мастерских специалистов (навигаторов, инженеров, архитекторов, художников, гидравликов). Нарождающийся ещё слабый и малозаметный капитализм нуждался в таких профессионалах и всячески поощрял их работы.

Одним из первых представителем новой философии стал Леонардо да Винчи. Хотя он творил в конце XV – начале XVI веков, что не укладывается в хронологические рамки третьего этапа развития возрожденческой мысли, взгляды Леонардо можно с полной уверенностью назвать натурфилософскими. Леонардо, как и его предшественники, верил в существование души и одухотворённость всего сущего. Но при этом мир для него имел механистическое строение. Леонардо стремился к точному пониманию вещей, очищенному от мистицизма и спиритуализма. Он был одним из тех, кто попытался соединить в своих исследованиях идеальные математические модели и эмпирическое познание. Практический подход к изучению мира позволил Леонардо не только делать некие философские выводы, но и заложить основы некоторых наук: геологии, механики, анатомии, физиологии и геометрии.

К сожалению, работам Леонардо не хватало систематизированности. Хотя в его трудах были изложены интересные и оригинальные идеи, они так и не стали достоянием широкой общественности. Наиболее крупные представители философской мысли первой половины XVI века, вроде Джордано Бруно, обычно высказывали идеи, выросшие из Каббалы и других магико-теургических учений. Поэтому полноценная научная революция началась уже после смерти Леонардо да Винчи и была связана с именами других учёных. Начало этому процессу положил Николай Коперник, опубликовавший в 1543 году свою работу «Об обращении небесных тел». Завершением же научной революции считают 1687 год, когда вышел труд Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии».

Научная революция была начата астрономами:

  • Николаем Коперником;
  • Иоганном Кеплером;
  • Тихо Браге.

Им удаётся разрушить прежний образ мира, созданный Аристотелем и Птолемеем, и заложить новый, вполне современный, где Солнце занимает центральное положение и существуют орбиты, по которым движутся планеты. Эти открытия не только изменили представления физиков и астрономов о космосе, но и постепенно преобразовали весь жизненный уклад общества. Ведь если Земля – не центр Вселенной, возможно, существуют люди на иных планетах. Причём, люди, обладающие иной культурой и взглядами.

Важную роль в дальнейшем развитии науки Нового Времени сыграл Галилео Галилей. Именно он ввёл в науку такой способ познания как эксперимент. По мнению Галилея, мир можно было полностью познать с помощью разума, механики и математики, ведь у каждого явления есть свои вполне осязаемые причины, никак не связанные с фантастическими представлениями. Учёный строго осуждал любой догматизм, он считал, что человек должен верить исключительно фактам и доказательствам. Только после знакомства с ними исследователю стоило обращаться к теоретическим построениям и интерпретациям увиденного.

Исааку Ньютону предстояло завершить научную революцию, начатую его предшественниками, и полностью оформить классическую физику. Он сумел объединить в единое учение идеи Коперника, Браге, Декарта, Галилея и других. Ньютон видел мир как великий механизм. Все части этого механизма двигались согласно трём физическим законам. В отличие от учёных Средневековья и первых этапов Возрождения, Ньютон ставил перед собой задачу понять не суть вещей, а их функции.

Впрочем, больших успехов в это время сумели добиться не только физики, астрономы и математики, но и представители других наук. Идея механицизма активно использовалась анатомами (например, Уильямом Гарвеем, открывшим кровообращение), биологами (к примеру, Франческо Реди, выступившим против теории самозарождения) и многими другими.

В XVII веке эпоха Возрождения с её мистицизмом, стремлением к прекрасному и огромным творческим потенциалом стала постепенно уступать место Новому Времени. Натурфилософы проделали необходимую работу: подготовили общество к великим переменам – появлению промышленности, следующим научным открытиям, а также к социальным и политическим преобразованиям.



1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...
  • Ньокки

    Ньокки

    Итальянская кухня удивляет своими уникальными блюдами. Если посмотреть шире, чем пицца и с…
  • Достопримечательности Калабрии

    Достопримечательности Калабрии в Италии

    Наиболее южный регион своей страны итальянцы называют кончиком Апеннинского сапога. Европе…
  • Суп минестроне

    Суп минестроне

    Если желаете приготовить для родных вкусный суп по новому рецепту, обратите внимание на тр…
Загруть больше статей
  • культура древнего рима

    Культура Древнего Рима

    Древний Рим ‒ античное государство, которое просуществовало 12 веков и оставило огромное к…
  • флаг Италии

    Флаг и герб Италии

    Итальянцы гордятся своей древней историей, и с гордостью развешивают изображения флага и г…
  • Вина Италии

    Вина Италии

    Итальянские вина находятся под неусыпным контролем правительства. В Италии существует зако…
Загрузить больше из Культура и традиции
Комментарии закрыты.