Искусство Гениальный недоучка Микеланджело Караваджо Микеланджело Америджи, которого при жизни прозвали Караваджо, родился в 1573 году в семье каменщика. Появился на свет он в селении на севере Италии. В шестнадцать лет юноша сбежал из дома, из деревенской глуши, в большой город, в Милан. Там, Караваджо недолго обучался мастерству живописи, бросив учебу, он направляется в Рим. Можно сказать, что Микеланджело был гениальным недоучкой. Его необразованность в полной мере восполнял пламенный темперамент и страстное желание достичь поставленной цели. Караваджо не имел никаких средств к существованию, ни могучих покровителей, поэтому в Риме молодой художник испытывал острую нужду. Поначалу он служил в домах римских священнослужителей и дворян. Известный тогда в Италии живописец Чезари д’Арпино пригласил Микеланджело к себе в мастерскую, и поручил ему рисовать в своих картинах фрукты, цветы и прочие элементы натюрморта. Известно, что Караваджо пользовался услугами одного знакомого торговца и параллельно с работой у Чезари продавал свои картины. В конце XVI века Италия еще была охвачена воспоминаниями о гениальных художниках эпохи Возрождения. Караваджо сторонился этой культуры, она была слишком зрелой и недоступной. Работы Микеланджело разительно отличались от каких-либо других картин того периода и не принадлежали к господствовавшему тогда маньеристическому направлению. Возникло оно при дворах европейских монархов в эпоху феодально-католической реакции, отличалось чрезмерной вычурностью и изощренностью элементов. Оно было далеко от реальности и полностью отвечало вкусам феодальной аристократии. Караваджо был первым, кто негативно отозвался об этом направлении и выступил против него. Художник брал все свои образы из реальной жизни, из народа, и писал их такими, какими они были на самом деле. Он показывал все — и морщины, и нищету. В его работах святые были с лицами крестьян, что раздражало и приводило в ярость священнослужителей. Однако римская молодежь горячо поддерживала Караваджо. Один из них, молодой фламандец Рубенс, уговорил своего покровителя купить картину Микеланджело «Успение Богоматери». Эта работа была крайне негативно встречена церковниками, потому что Богоматерь была изображена в образе простой крестьянки. Новаторство Караваджо состояло не только в реалистичном изображении своих героев, но и в том, что рисовал он исключительно с натуры. Из-за чего публика и видит, что это не идеализированные образы, а обычные люди, такие же как и они. Караваджо поставил перед собой еще одну непростую задачу: он хотел изобразить объемную фигуру, чтобы зрители прочувствовали всю ее тяжесть. Этого он достигает при помощи контраста света и теней. Все это создает ощущение полной реальности. Современники отмечали, что Караваджо по характеру был очень гордым. Художник мог оскорбить любого, невзирая на его звание и положение в обществе. Он писал свои картины так, как хотел этого сам. Никогда никого не копировал, не считал гениальным Рафаэля, а наоборот презирал его работы. Часто Караваджо писал в своих картинах азартных игроков, музыкантов, цыганок. Он считал, что они являются отображением жизни, символом фортуны. В Риме Микеланджело вел двойную жизнь. Если с утра он был строгим слугой, то вечером он проводил время в обществе римской богемы. Его окружали цыгане, пьяницы, шулеры, все те, кого он изобразил на своих ранних работах. По Риму постоянно ходили слухи о драках и дуэлях дерзкого молодого человека. Такой образ жизни Караваджо не сменил даже тогда, когда стал признанным мастером. Последние годы жизни великого художника были омрачены скитаниями, поисками пристанища. В 1606 году в припадке бешенства Караваджо убивает своего партнера во время игры в мяч. Спасаясь от правосудия, ему пришлось бежать из Рима. Он отправился на Мальту, где вступил в рыцарский орден иоаннитов. Однако там он надолго не задержался, оскорбил гроссмейстера и бежал, опасаясь мести ордена. В эти годы Караваджо написал наиболее значительные свои картины, например, знаменитый автопортрет в виде мертвой головы Голиафа, которую Давид держит за волосы и смотрит на нее с тоской и сожалением. Почти все работы художника позднего периода наполнены мраком и грустью. И только лица и фигуры его героев были охвачены светом. Такой прием «погребного освещения» оказал огромное влияние на искусство живописи XVII века. Умер Караваджо в 1610 году в возрасте тридцати семи лет по дороге в Рим, узнав, что папа римский дарует ему прощение. (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка...