Биография Опубликовано: 5 февраля, 2019 Биография Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи – человек энциклопедического ума, учёный-универсалист и великолепный художник – мог бы оставить миру богатейшее наследие, однако, судьба распорядилась так, что плоды трудов этого великого человека остались преимущественно в его записях, мало известных широкому кругу читателей. Искусствоведы и историки установили, что сохранилось лишь небольшое количество картин Леонардо; ни одна из его скульптурных работ не дошла до наших дней, даже в виде восковых моделей; хотя существует множество чертежей, до сих пор неизвестно, были ли в Италии реализованы какие-либо из его архитектурных проектов; кроме того, ни одно из его технических изобретений не нашло практического применения у его современников. В некоторых случаях это объясняется политическими событиями или недостатком финансирования, но большинстве, увы, непостоянным характером самого художника. Сегодня анализ многочисленных дневников и записей Леонардо да Винчи позволяют сказать, что это был один из самых масштабных и гениальных людей своей эпохи. Детство и юность Будущий мастер появился на свет 15 апреля 1452 года в предместье небольшого итальянского городка Винчи. Его отцом был молодой нотариус – Пьеро да Винчи, а матерью – крестьянка Катерина. Молодые люди не состояли в браке, поэтому Леонардо был незаконнорожденным. Впрочем, в те времена итальянцы очень спокойно относились к детям, рождённым вне брака, и наделяли их такими же правами, как и законных наследников. «да Винчи» (в переводе с итальянского «из Винчи») нельзя назвать фамилией в полном смысле этого слова. Это прозвище указывало на происхождение семьи Леонардо, поскольку в Винчи находилось их родовое имение. Пьеро да Винчи очень скоро женился на девушке из знатной и богатой семьи, а Катерину выдал замуж за одного из местных горцев. Через три года он забрал сына в свой дом и передал на воспитание жене и своим родителям. В доме отца Леонардо все полюбили, поэтому его детство было спокойным и умиротворённым. Однако когда Леонардо был подростком его мачеха, заменившая мальчику родную мать, и дед скончались. Активный и честолюбивый Пьеро, которому наскучила провинция, решил перебраться вместе с сыном во Флоренцию. На тот момент Флоренция была богатым и роскошным городом, где правила могущественная семья Медичи. Оплотом их власти были деньги и авторитет. Как раз незадолго до прибытия Пьеро и Леонардо главой Флоренции стал Лоренцо Медичи – покровитель наук и искусств. Во Флоренции Пьеро нашёл себе новую жену, а Леонардо стал обучаться наукам и искусствам, как и подобало юноше из достойной семьи. С первых лет жизни мальчик много рисовал, и однажды Пьеро решил показать несколько работ сына своему приятелю – Андреа Верроккьо – известному флорентийскому художнику и скульптору. Верроккьо был поражён талантом юного Леонардо и пригласил его в свою мастерскую. Нужно заметить, что итальянская художественная мастерская (боттега) эпохи Возрождения была местом, где юноши не только обучались художественным приёмам, но и постигали основы точных и естественных наук. Художники того времени уже были знакомы с понятиями сечения и перспективы. Для успешной работы живописец (а уж тем более, скульптор или архитектор) должен был изучить основы геометрии, оптики, механики, физики и химии. К тому же, именно во Флоренции возникло движение гуманистов, после охватившее почти всю Европу. Гуманисты интересовались естественными науками, античной и национальной культурой и отвергали сухую средневековую схоластическую традицию, установившуюся в науке. Флорентийские художники – Альберти, Брунеллески, Мазаччо, Бруни и многие другие – были одними из флагманов этого прогрессивного движения. Поэтому Леонардо оказался в творческой среде наиболее образованных и широко мыслящих людей своего времени. Уже в годы своего ученичества Леонардо продемонстрировал превосходство над учителем. Верроккьо получил заказ на полотно, изображающее крещение Христа. В углу картины он решил поместить фигуры двух ангелов: одного он нарисовал сам, а второго – поручил Леонардо. В итоге, ангел ученика вышел намного живее и красивее, чем ангел самого Верроккьо. Начало самостоятельной карьеры По всей видимости, Леонардо покинул Верроккьо и основал собственную мастерскую в 1476 году. В это время он развивается как художник реалист. В записях Леонардо осталось множество набросков с предельной точностью, изображающих растения и животных. Известно, что вскоре после переезда от Верроккьо мастер создал два крупных полотна: «Мадонна с графином»; «Голова Медузы» (не закончена). К сожалению, ни одна из этих картин не дошла до наших дней. Но, по свидетельствам современников, обе работы производили неизгладимое впечатление на зрителей. В эти годы Леонардо приобрёл дурную привычку: начинать сразу несколько работ и ни одну не доводить до конца. Из-за этого множество его полотен, которые могли бы сегодня быть жемчужинами музейных коллекций, были незакончены и утеряны. Скоро на молодого художника обратил внимание Лоренцо Медичи, весьма интересовавшийся флорентийским искусством. От Медичи Леонардо получил крупный заказ на изображение Мадонны для капеллы св. Бернарда. Впрочем, и этот проект через несколько месяцев оказался заброшенным, доводить работу Леонардо до конца пришлось Филиппо Липпи. В 1470-е годы из-за расточительной политики Медичи Флоренция начала беднеть. Чтобы позволить себе прежний уровень жизни, Леонардо приходилось всё больше работать. Известно, что в этот период он трудился над: «Мадонной с кошкой» (дошла до нас только в виде набросков); «Мадонной Бенуа» (не закончена, сегодня находится в Эрмитаже); «Святой Иероним» (не закончен). «Поклонение волхвов» — алтарный образ для монастыря Сан Донато (не закончен). Жизнь Леонардо в Милане В 1481 году миланский герцог Лодовико Сфорца (по прозвищу Моро) решил поставить конный памятник своему отцу. В те времена знатные люди, ищущие поэтов, скульпторов или художников, как правило, обращались к флорентийским правителям. Так поступил и Моро. Лоренцо Медичи решил отправить в Милан Леонардо. Герцог Моро, впрочем, больше интересовался не искусством, а военной техникой. Поэтому он заранее поинтересовался, знаком ли Леонардо с инженерным делом. В ответ герцог получил письмо, где художник сообщал, что умеет проектировать мосты, суда и подземные ходы, отливать пушки, создавать колесницы и многое другое. Это можно считать правдой: у Леонардо было множество технических замыслов и чертежей, которые сохранились в его архивах. Однако при дворе Моро он реализовал не так уж и много. Леонардо было поручено укрепить родовой замок Сфорца и достроить Миланский собор. По своему обыкновению, Леонардо разработал грандиозные планы, много работал над чертежами, но быстро забросил оба проекта. Вместо изготовления военных машин и промышленных станков Леонардо всё больше занимался мелкими поручениями: росписью мебели, строительством свадебных беседок и тому подобным. Что же касается пресловутой статуи герцога миланского, ради которой Моро и вызвал Леонардо из Флоренции, то она была заброшена на много лет. Лишь в 1491 году Леонардо представил публике глиняную модель памятника. Впрочем, в бронзе она так и не была отлита, а сама заготовка погибла в 1499 году, когда в Милан вошли французские солдаты. Впрочем, пребывание Леонардо в Милане всё же было ознаменовано появлением нескольких крупных и, безусловно, заслуживающих внимания работ: «Мадонна в гроте»; «Дама с горностаем»; «Прекрасная Ферроньера» (возможно, принадлежит кисти кого-то из учеников Леонардо); «Мадонна Литта»; фреска «Тайная вечеря». Кроме того, в Милане появилось множество набросков и чертежей. В том числе, знаменитый «Витрувианский человек» и проект летательного аппарата. Параллельно Леонардо занялся филологическими изысканиями: попытался составить толковый словарь итальянского языка и латино-итальянский словарь, но, как обычно, забросил эту работу. Возвращение во Флоренцию В 1498 году на французский престол взошёл Людовик XII герцог Орлеанский – давний враг Моро, претендовавший на владение Миланом. Все прежние друзья отвернулись от миланского герцога, и ему предстояло в одиночку противостоять французской армии. В городе начались погромы, и Леонардо решил бежать вместе со своим другом – математиком Лукой пачоли – и лучшим учеником – Салаи. В 1500 году все трое прибыли во Флоренцию. Привыкший к роскоши миланского двора Леонардо по возвращению в город своей юности оказался в нищенском положении. Однако его громкое имя привлекало множество заказчиков. Он взялся за работу для монахов-сервитов, которые желали получить алтарное изображение святой Анны, и переехал в их монастырь, где получил всё необходимое для достойной жизни. Леонардо сильно затягивал работу, но после того как монахи на него надавили быстро закончил набросок, где изобразил рядом Анну, Деву Марию и Христа. Рисунок всем очень понравился, но, как обычно, чистовой вариант так и не был закончен, продолжать работу Леонардо пришлось другим художникам. Кроме картона со святой Анной, во время второго флорентийского периода Леонардо не создал больше ни одной живописной работы и погрузился в изучение математики. Художник скучал по жизни пышного придворного двора, поэтому в 1502 году он, не задумываясь, принял предложение поступить на службу к Чезаре Борджиа – незаконному сыну Папы Римского, — задумавшему объединить Италию под властью римского престола. Несмотря на то, что Борджиа предлагал Леонардо наиболее интересную для него работу: строительство каналов, крепостей и военных укреплений, уже в 1503 году художник предпочёл покинуть службу. Чезаре Борджиа находился в самом центре политических потрясений и жил военными походами и интригами, такой беспокойный образ жизни оказался не по душе Леонардо. Художник снова вернулся во Флоренцию и был вынужден зарабатывать на жизнь при помощи кисти. В этот период были созданы: «Битва при Ангиари» (набросок для фрески, не был перенесён на стену из-за особенностей красок и покрытия); «Джоконда». Хотя Леонардо почти перестал интересоваться живописью, над «Джокондой» он работал очень долго и тщательно. По-видимому, он хотел добиться особой выразительности и правдоподобности портрета. К сожалению, из-за экспериментов Леонардо с красками полотно быстро потускнело, но выражение лица девушки осталось таким же живым и многозначительным. Второй миланский период Поскольку финансовые дела Леонардо во Флоренции были плачевны, в 1506 году он решил снова отправиться в Милан. Здесь на него обратил внимание французский король, фактически установивший в городе своё влияние. Леонардо занимается обучением молодых художников, его мастерская принимает заказы, но выполняют их ученики мастера, сам он лишь исправляет их работы. Зато у Леонардо появился новый интерес – анатомия. Он стал самостоятельно вскрывать тела в местном госпитале под руководством крупнейшего анатома того времени – Маркантонио делла Торре. Однако вскоре политические потрясения снова заставили Леонардо переехать. Французы были изгнаны из Милана, главой города стал законный наследник местных герцогов – сын Моро – Массимилиано Сфорца, который презирал итальянцев, сотрудничавших с французами. Леонардо предпочёл уехать из города, чтобы не навлечь на себя гнев юного герцога. Между тем, новым Римским Папой под именем Льва Х становится сын Лоренцо Медичи – Джованни. Итальянские художники и гуманисты, помня о деяниях отца Джованни, потянулись в Рим, надеясь предложить новому Папе свои услуги. Вместе с ними уехал и Леонардо. Последние годы жизни Папский двор тепло принял Леонардо. Основным его заказчиком в это время стал младший брат Папы – Джулиано Медичи. В Риме Леонардо написал: «Леду» (утеряна); Портрет возлюбленной Джулиано (утерян); «Иоанна Крестителя». Впрочем, после выполнения первых заказов Джулиано Леонардо снова потерял интерес к живописи. Он продолжил изучение анатомии, акустики и экспериментировал с летательными аппаратами. Римское общество относилось к его увлечениям с долей насмешки. Скоро Леонардо стал испытывать трудности из-за поползших по Риму слухов о том, что на самом деле он еретик и чернокнижник, а препарирование трупов ему нужно не ради науки, а для проведения дьявольских обрядов. Связь его с Папой к тому времени ослабла, а Джулиано умер от болезни, поэтому художник предпочёл снова вернуться во Флоренцию. Здесь он был представлен французскому королю Франциску I, который предложил Леонардо службу при своём дворе. Франциск I наделил Леонардо титулом придворного инженера. Во Франции мастер почти не рисовал, он создавал беседки, строил декорации, украшал залы дворца, проектировал каналы и здания (увы, планы остались только на бумаге) и занимался науками. В последние годы жизни Леонардо отошёл от дел из-за парализованной руки. В 1519 году Леонардо да Винчи скончался в окружении благодарных учеников и французских придворных.